Нравственно-патриотическое воспитатние

Организация игровой среды в контексте патриотического воспитания

Понятие «среда» предполагает систему, включающую взаимосвязь предметного и личного характера. Через среду воспитанники адаптируются к социальной действительности.

Создание предметно-развивающей среды базируется на принципах, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования, так как содержание учебной программы «ориентировано на развитие способностей детей в различных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, проявления самостоятельности, инициативности».

Моделирование предметно-пространственной среды должно быть основано на психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, физиологических, эстетических данных. Национальная направленность среды поможет детям осознать себя частью белорусского народа.

Подход к созданию в группах «национальных», «патриотических», «этнокультурных» и других уголков национальной направленности внесёт хаотичность и беспорядочность в детскую игровую среду. Подбор великого множества альбомов, иллюстраций, фото о прошлом и настоящем нашей Родины, всевозможных объектов декоративно-прикладного искусства, дидактических и настольно-печатных игр (например, серии «Твоя столица»), государственной символики и др., не подчёркивает национального характера предметно-развивающей среды группы. Вышеперечисленный материал обязательно должен иметь место в предметно-развивающей среде группы, но должен быть рассредоточен по разным уголкам.

Например, настольно-печатные игры о природе Беларуси могут находиться в уголке природы или центре познавательной практической деятельности. Портреты известных людей Беларуси (писатели, космонавты, герои ВОВ и др.) займут почётное место в книжном уголке. Альбомы по декоративно-прикладному искусству, произведения живописи лучше разместить в уголке изобразительного творчества. А сами изделия декоративно-прикладного искусства будут рассредоточены в разных местах группы как элементы дизайна национальной направленности.

Если говорить о предметно-игровой среде как развивающей, то в первую очередь необходимо обеспечить постоянную смену материала в группе в соответствии с темами недели, сезонами, яркими событиями в Республике Беларусь, народными и государственными праздниками.

В средних и старших группах должны иметь место «уголки государственной символики». Их назначение – помочь в формировании системы воспитания уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь.

Уголок государственной символики представлен государственными символами – герб, флаг. Государственная символика должна быть представлена в едином оформлении: в одной или двух одинаковых рамках; герб и флаг – в рамочной окантовке, либо флаг – в настольном варианте. Кроме государственных символов, в уголке государственной символики может размещаться геральдика родного города (флаг, герб). Однако государственная символика по отношению к геральдическому флагу и гербу должна находиться на переднем плане и более почётном месте. Хорошим дополнением уголка государственной символики будет карта Республики Беларусь (в старшей группе) и элементы декора уголка (букет из колосьев пшеницы и васильков, коробочек льна, рушник с национальным узором и др.).

Впервые уголок создаётся в средней группе с участием детей при прохождении темы «Государственные символы Республики Беларусь». Сам уголок размещается на самом почётном месте в группе.

Оснащение предметно-развивающей среды должно соответствовать определенным требованиям:

  1. целесообразности размещения “экспонатов”,
  2. научности и достоверности представленного материала;
  3. возрастной адресности;
  4. качеству и эстетической направленности;
  5. воспитательной и развивающей направленности.

Разнообразить содержание предметно-развивающей среды разных возрастных групп можно с помощью следующих «экспонатов».

Младший возраст (4-й год жизни):

  • генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок);
  • альбомы: “Моя семья”, “Мой город Каменец”, “Наш детский сад”;
  • художественная литература с иллюстрациями: стихи о родном городе, потешки, скороговорки, сказки;
  • книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”;
  • кукла в белорусском костюме.

Средний возраст (5-й год жизни):

  • генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок, брат, сестра, тётя, дядя);
  • альбомы: “Моя семья”, “Мой город Каменец”, “Наш детский сад”, «Моя Беларусь»;
  • иллюстрированные книги с произведениями народного искусства, белорусских авторов:
  • белорусские игрушки;
  • настольно-печатные игры: «Мой город», «Моя улица»;
  • образцы белорусской посуды, одежды;
  • куклы в белорусских костюмах.

 Старший возраст (6-7-й годы жизни):

  • альбомы и наборы открыток: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” (образование, культура, спорт, медицина, промышленность), “Наша область”, “Беларусь” (города, костюмы, национальная кухня);
  • предметы искусства (изделия народных умельцев, декоративно-прикладного искусства, народные игрушки);
  • предметы одежды и быта, геральдика Беларуси;
  • книги белорусских авторов, иллюстрации к произведениям, портреты белорусских писателей, Красная книга Республики Беларусь;
  • флаг, герб Беларуси;
  • макет «Мой город», план “Детский сад”;
  • презентации о городе Каменец, о природе Беларуси, о достопримечательностях республики Беларусь;
  • куклы в национальных;
  • макет белорусской избы;
  • карты Беларуси, города Каменец;
  • портреты знаменитых людей Беларуси;
  • дидактические игры: «Беларуская лялька», «Беларускія казкі».

 

свернуть

Мультфильм "День государственного флага, герба и гимна"

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников".

Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Всё начинается с семьи, с её традиций.

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему поселку, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

С чего необходимо начинать? Конечно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…).

Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.

Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы. Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

Ребёнку необходимо знать свой домашний адрес, телефон.

Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?

Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес? Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?

Многие родители интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада.

Мы с вами живём в одном из красивейших городов-Орше.

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? А насколько вы знаете историю своего города?

Основная цель - пробудить у дошкольников чувство любви к своему родному краю, уважение к его традициям и обычаям, истории.

Знакомство с городом в детском саду осуществляется через разные формы работы с детьми: экскурсии и целевые прогулки , посещение разных достопримечательностей, дидактические игры, занятия и викторины, выставки. Однако этого мало. Здесь нам нужна ваша помощь.

Просим вас, гуляя по улицам города, обращать внимание на красоту домов и зданий, на архитектурные памятники, спортивные сооружения, особенности природы, на то, как люди украшают родной город (клумбы с цветами, фасады зданий, магазинов), заботятся о его привлекательности и чистоте.

Где вы бываете с ребёнком в свободное время?

Знакомите ли с достопримечательностями Орши, бываете ли в парке, музее?

Уважаемые родители! Помните, что знакомство с родным краем:
- расширяется кругозор детей,
- формируется интерес к прошлому и настоящему,
- развивает воображение и фантазию,
- приобщает к культуре,
- развивает потребность в самостоятельном освоении окружающего мира,
- развивает познавательную активность.

Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.

свернуть

Адкуль пайшлi беларусы?

Калісь яшчэ свет толькі зачынаўся, дык нічога нідзе не было. Усюды стояла мёртвая вада, а пасярод вады тырчэў нібы камень, нібы што. Адзін раз Пярун як разыграўся і давай пыляць стрэламі ў гэты камень. Ад яго стрэлаў выскачыла тры яскаркі: белая, жоўтая і чырвоная. Упалі тыя яскаркі на ваду; з гэтага ўся вада скаламуцілася, і свет памуціўся, як хмары. Але па некаторым часе, як усё высветлілася, дык і адзначылася – дзе вада, дзе зямля.

А яшчэ па некаторым часе завялося і ўсякае жыццё і ў вадзе, і на зямлі. І лясы, і травы, і звяры, і рыба, а пасля і чалавек завёўся: ці ён прыйшоў адкуль, ці вырас тутака.
Па некаторым часе гэты жыхар стаў заводзіць свае чалавечыя парадкі. Ці доўга ён так жыў, ці мала, але меў ён ужо сваю сялібу, меў многа жонак, а яшчэ больш дзяцей. Было яму прозвішча Бай. А як прыйшла яго гадзіна смерці, дык ён склікаў сваіх сыноў і падзяліў усю сваю маёмасць. Толькі аднаго сына запамятаваў. Той у гэты час быў на палешні (паляванні), і з ім былі любімыя бацькавы сабакі Стаўры і Гаўры. Прозвішча гэтаму сыну было Белаполь.
Неўзабаве пасля смерці бацькі вярнуўся Белаполь з палешні. А браты яму кажуць: – 

Вось бацька падзяліў нам усю сваю маёмасць, а табе ён адказаў сваіх сабак, дык яшчэ наказаў, каб ты іх пусціў па волі: аднаго – у правы бок, а другога – у левы; колькі яны зямлі аббягуць у дзень, дык гэтая ўся зямля твая будзе.
Вось пайшоў Белаполь і злавіў дзвух птушак, прыляцеўшых адну з паўднёвага мора, другую з заходняга. Пусціў адну птушку на поўдзень, ды і кажыць адной сабаке: – Бяры!
Пусціў другую на захад і кажа другой: – Хапай!
Як паляцелі тыя птушкі: адна ў адзін бок, другая ў другі… Як пабеглі сабакі за птушкамі, дык ажно зямля закурылася… Як пайшлі тыя сабакі, дык і да гэтага часу не вярнуліся, а па іх слядах дзве рэчкі працягнуліся, у адзін бок прайшла Дзвіна, а ў другі бок – Дняпро.
Вось у гэтых абшарах Белаполь і пачаў сяліцца ды заводзіць свае лады…
У гэтага Белаполя ад розных жонак яго развяліся розныя пляменні пад прозвічам БЕЛАРУСЫ. Яны і да гэтага часу там ходзяць, зямельку скародзяць ды жыта сеяць.

свернуть

Историко-культурное и духовное наследие белорусского народа

Республика Беларусь имеет богатое духовное наследие. Оно формировалось на протяжении веков и передавалось из поколения в поколение. Несмотря на разрушительные войны, стихийные бедствия, общество приумножало достижения предков, развивало науку, литературу, искусство, повышало свой культурно-образовательный, профессиональный уровень. Совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом, и есть национальное богатство.

Национальное богатство создается всеми национальными общностями, проживающими в стране. В Республике Беларусь сформировались гармоничные отношения между национальными общностями. Свободное развитие культур, традиций всех национальных общностей, проживающих в нашей республике, базируется на государственной политике, учитывающей интересы всех этнических групп.

В 1996 г. принята Концепция национально-культурного развития национальных меньшинств. Увеличилось число региональных и республиканских объединений как институтов возрождения национальных языков, культур, традиций. В настоящее время в Беларуси действуют 111 общественных объединений 22 национальных общностей, в том числе 43 еврейских, по 9 — польских и немецких, 7 литовских, по 5 — татарских и украинских и др. Организуются школы, классы по изучению национальных языков, налаживаются связи с исторической родиной, появляются средства массовой информации на национальных языках.

Принятые в Республике Беларусь правовые акты гарантируют равенство граждан всех национальностей гостей в различных сферах жизни, создают законодательную основу для развития культур, сохранения этнической, языковой, религиозной самобытности национальных меньшинств.

 

Влияние западной и восточнославянской культур

на систему ценностей белорусов

В современном мире нет абсолютно замкнутых культур. Культурные и межэтнические контакты являются неотъемлемым компонентом жизни. В антропологии и этнографии процесс взаимного влияния различных культур, при котором все или часть представителей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиции другой, получил название аккультурации. Аккультурация проявляется в двух формах: временной (через контакты политиков, дипломатов, туристов, персонала иностранных компаний) и длительной (которая возникает в случае контактов представителей различных культур в рамках одного государства). В процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы. С одной стороны, стремится сохранить свою культурную идентичность, с другой — впитывает нормы и ценности иной культуры.

Беларусь уникальна тем, что исторически в ней сложился интегративный тип кулътуры. Белорусский этнос вбирал в себя отдельные элементы как восточнославянской, так и западнославянской, балтской, тюркской культур. Наряду с тенденциями к ассимиляции действовали также тенденции сохранения национальных границ, культурной и языковой идентичности белорусского народа. Интеграции норм и ценностей других. культур способствовала этническая толерантность, свойственная белорусам.

На развитие духовной культуры в Республике Беларусь сегодня оказывают влияние следующие факторы:

 1) общие тенденции развития духовной культуры, характерные для современной цивилизации в целом;

 2) тенденции, которые характерны только для Беларуси;

 3) общие признаки, характерные для постсоветских стран.

  Особенностью нынешнего этапа развития духовной культуры Республики Беларусь является то, что в современных условиях остается важной задача формирования национально-государственного самосознания. Необходимо сохранять культурно-историческое наследие, историческую память народа, способствовать развитию белорусского языка.

 В республике удалось сохранить и укрепить разветвленную сеть учреждений культуры. Открыты новые театры (Белорусский государственный молодежный театр, Республиканский театр белорусской драматургии), издается ряд белорусских литературных журналов («Полымя», «Неман»), газет («Літаратура 1 мастацтва»), проводятся театральные фестивали («Золотой витязь», «Белая вежа»), кинофестивали («Лістапад», Национальный кинофестиваль белорусских фильмов), музыкальные фестивали («Славянский базар», «Беларуская музыкальная восень») и т. д. Очень важной задачей является обеспечение доступности учреждений культуры и культурных благ для всех граждан Республики Беларусь.

На Втором Всебелорусском собрании была поставлена задача — создать более совершенную национальную систему образования, которая отвечала бы новым потребностям развития экономики, современному уровню общественных отношений.

Историко-культурное наследие народа Беларуси является достоянием белорусского народа и неотъемлемой частью достижений мировой цивилизации. Оно представляет собой важнейший источник творческих сил народа. Его сохранение — наиболее эффективное средство национального развития, создания полноценных условий совершенствования личности.

Культура народа выступает мерой его духовности, цивилизованности, этнического своеобразия. Духовные ценности, утверждаемые и развиваемые обществом, являются почвой, предпосылкой формирования национального самосознания, национальной идеи. Культурный прогресс нашей нации связан с независимостью государства, развитием белорусского языка, традиций, утверждением духовных, нравственных начал в жизни общества. Белорусский народ вправе гордиться богатейшими истоками своей культуры, фольклором, обрядностью, красотой национального костюма, народными промыслами. Возможно, из этого духовного родника и берет начало белорусская национальная идея как идея самобытности народа, подъема его сил, осознания национальных интересов. 

Согласно Конституции Республики Беларусь, историко-культурное наследие признано фактором развития нашего государства. За его сохранение несут ответственность как государство, так и граждане нашей страны. И, как отмечал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «наши главные задачи в сфере культурной политики состоят в том, чтобы поддерживать патриотическую линию в белорусской культуре, создавать условия для развития ее традиционных и современных направлений».

Что мы знаем о историко-культурном потенциале

Республики Беларусь?

На сегодняшний день Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь насчитывает более 5,6 тыс. историко-культурных ценностей, среди которых: памятников археологии – 2248, памятников архитектуры – 1804, памятников истории – 1215, нематериальных проявлений творчества человека – 152, движимых материальных историко-культурных ценностей – 104, памятников искусства – 66, памятников градостроительства – 11, заповедных мест – 4.

Наиболее выдающиеся для отечественной и мировой культуры объекты включены в списки всемирного наследия ЮНЕСКО.

В частности, в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены:

в 1992 г. - Беловежская пуща (памятник природы);

в 2000 г. - замковый комплекс «Мир» (г.п. Мир Кореличского района Гродненской области);

в 2005 г. - архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в г. Несвиже (Минская область) и Дуга Струве (Брестская и Гродненская области).

В Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО включены: праздничный рождественский обряд «Колядные цари» в деревне Семежево Копыльского района, «Торжество в честь почитания иконы Матери Божьей Будславской» (Будславский фест)» в аг.Будслав Мядельского района, весенний обряд «Юрьевский хоровод» в д. Погост Житковичского района, «Культура бортничества Беларуси и Польши».

В целях популяризации историко-культурного наследия Министерством культуры в 2020 году создан поисковый сайт «Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь» (gosspisok.gov.by), который является информационным ресурсом, позволяющим любому пользователю быстро находить информацию об историко-культурных ценностях, в том числе через мобильные приложения.

  Охрана историко-культурного наследия – обязательное условие устойчивого развития государства, укрепления его престижа в международном сообществе. Материальные и духовные ценности общества являются объектами национальной безопасности Беларуси и приоритетными направлениями культурной политики нашей страны.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре, Национальной стратегией устойчивого социального-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, сохранение и приумножение историко-культурного наследия страны является важным фактором национальной идентичности и белорусской государственности, играет значительную роль в формировании гражданственности и патриотизма личности, вовлечено практически во все сферы социально-экономической жизни республики.

Последние два с половиной десятилетия Республика Беларусь активно занимается восстановлением архитектурного наследия, вкладываются колоссальные ресурсы на его поддержание и сохранение.

Проведена большая работа по реставрации и восстановлению сотен объектов историко-культурного наследия с целью поддержания их надлежащего технического состояния, приспособления под новые функции и вовлечения их в туристический и культурный оборот. На государственном уровне эти задачи решаются в рамках ряда государственных программ и локальных инвестиционных проектов. Кроме того, мероприятия по охране историко-культурного наследия, в том числе ремонтно-реставрационные работы на историко-культурных ценностях, финансируются за счет средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры.

  Справочно.

  За период независимости Беларуси за счет государственных средств восстановлены и получили новые социально-экономические функции сотни объектов наследия. В числе последних – здание «Беларусьфильма» (2017), стадион «Динамо» в Минске (2018), Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно (2019), объекты Брестской крепости, обелиск «Минск – город-герой» (2020) и др.

Восстановлены и приспособлены под музейные функции всемирно известные замковые комплексы в г.п.Мир (2010) и г.Несвиже (2011).

 

Особенности национальной и культурной

самоидентификации белорусов

После того как в 1991 г. прекратил свое существование СССР, было объявлено независимое и самостоятельное государство Республика Беларусь. Начался период национального возрождения. Период, который имеет сложный и противоречивый характер, определяемый прежде всего особенностями самоидентификации белорусов. Под самоидентпификацией понимают отнесение человеком себя к какой-либо группе на основе общности культуры, ценностей и т. д. Культурная идентичностъ — чувство принадлежности к определенной культуре. Этническая идентичностъ — этнические представления, разделяемые членами какой-либо этнической группы, которые формируются в результате осознания общей исторни, культуры, традиций, места проживания и государственности.

Проблема культурной самоидентификации белорусов связана со сложностыо исторического пути, положением «на пересечении» путей Запада и Востока. Какое-то время наша культура развивалась «в тени» других культур — земли Беларуси переходили от одного государства к другому. На территории Беларуси прошли многочисленные войны. В такие сложные моменты самоидентификация белорусов носила локальный характер, во многом основывалась на принадлежности к территории, местности, региону, на «тутэйшасщ».

Несмотря на сложные исторические условия становления белорусской государственности и белорусской культуры, нашему народу удается сочетать, с одной стороны, свою «беларускасць», а с другой — свою принадлежность к славянской и мировой культуре.

 

Основные направления государственной политики в сфере культуры и общественной жизни

Нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах.

Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие.

Государство и государственный бюджет являются последовательными гарантами финансовой поддержки развития искусства и культуры. Принцип преемственности в культурной политике выражается в сохранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и искусства.

В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа - Победе в Великой Отечественной войне. Верность памяти нашла отражение в решении руководства страны ввести в учебных заведениях курс «Великая Отечественная война советского народа» (в контексте Второй мировой войны).

В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи. Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!». 

свернуть

Формирование основ гражданско-патриотической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в старшей группе в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» компонент "Основы гражданско-патриотической культуры":

Воспитанники от 5 до 6 лет

Формировать представления о:

  • родном населенном пункте, областных городах Республики Беларусь, их достопримечательностях;
  • столице Республики Беларусь – городе Минске, ее достопримечательностях (Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь и др.);
  • природных символах Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен, клевер);
  • Государственном флаге Республики Беларусь как одном из национальных символов, значении цветов и орнамента флага;
  • элементах Государственного герба Республики Беларусь, отражающих неповторимость и богатство культурных традиций, быта и природы Беларуси;
  •     людях, прославивших Беларусь (просветителях, деятелях культуры и науки, спортсменах и др.), их деятельности и достижениях;
  • государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда и др.);
  • скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (памятники, мемориальные и историко-культурные комплексы и др.), возведенных на территории нашей страны и посвященных событиям Великой Отечественной войны (мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», монумент Победы, мемориальный комплекс «Курган Славы» и др.);

 Формировать (развивать) умения:

  • показывать на карте географическое положение Республики Беларусь; рассказывать (с помощью взрослого) о государственных символах Республики Беларусь;
  • соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и исполнять гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);
  • рассказывать о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны;

Воспитывать:

  • чувство патриотизма и любви к Родине; уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, ценностное отношение к жизни и миру; уважение к защитникам Отечества; уважительное отношение к истории и культуре своей страны, народа

 Воспитанники от 6 до 7 лет

Формировать:

  • гордость и уважение к государственным символам Республики Беларусь;
  • осознание себя гражданином Республики Беларусь, умение называть свою национальность и родителей;
  • представления о людях, прославивших Беларусь: просветителях, Президенте Республики Беларусь, деятелях культуры и науки, космонавтах, спортсменах – олимпийских чемпионах, о достижениях знаменитых белорусов;

Формировать (развивать) умения:

  • рассказывать о малой родине, Республике Беларусь; рассказывать о достопримечательностях столицы, городов Республики Беларусь (Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Мирский замок, Несвижский дворец, Лидский замок и др.);
  • рассказывать о природе родного края, природных символах Беларуси, реках, озерах, заповедниках;
  • рассказывать о Государственном гербе и Государственном флаге Республики Беларусь как о главных символах страны, подчеркивающих ее уникальность, раскрывающих историю нашей страны, ее культуру и национальные традиции, особенности быта и природы;
  • соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и исполнять гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);
  • с помощью взрослого и самостоятельно называть фамилию, имя, отчество Президента Республики Беларусь, узнавать его на фотографии;
  • рассказывать о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда и др.);  
  • рассказывать о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (монументах, мемориальных комплексах и др.), посвященным событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе, возведенных на территории Республики Беларусь (монумент Победы, мемориальные комплексы «Брестская крепость-герой», «Курган Славы», «Прорыв», историко-культурный комплекс «Линия Сталина» и др.);
  • рассказывать о белорусской армии, ее почетной обязанности охранять и защищать спокойствие и безопасность Родины.
  • Воспитывать:
  • чувство патриотизма и любви к Родине; уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, ценностное отношение к жизни и миру; уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов; чувство гордости за достижения своей страны (спортивные, культурные и др.); уважительное отношение к истории и культуре своей страны, народа; ценностное отношение к национальным и семейным традициям. 
свернуть

"Формирование основ гражданско-патриотической культуры у детей среднего дошкольного возраста"

 Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе (воспитанники от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» компонент "Основы гражданско-патриотической культуры":

Формировать представления о (об):

  • расположении Республики Беларусь на географической карте и ее жителях;
  • основных достопримечательностях малой родины и города Минска – столицы Республики Беларусь (площадь Победы, Центральный ботанический сад Национальной академии наук Беларуси, Центральный детский парк им. Максима Горького и др.);
  • государственных символах Республики Беларусь (флаг, герб, гимн);
  • государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Победы, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда);
  • белорусской армии, воинах, охраняющих нашу Родину (пограничники, моряки, летчики);

Формировать (развивать) умения:

  • называть основные достопримечательности родного населенного пункта, столицы Республики Беларусь;
  • соблюдать правила исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и подпевать гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);

Воспитывать:

  • эмоционально-позитивное отношение к родному населенному пункту, Республике Беларусь.
свернуть

Государственная символика Республики Беларусь

Государственная символика

 

В Беларуси утверждено обновленное изображение государственного герба. На Национальном правовом интернет-портале опубликован закон № 83−3 от 4 января об изменении закона «О государственных символах Республики Беларусь». Он вступил в силу после официального опубликования.

 

Об изменении Закона Республики Беларусь

«О государственных символах Республики Беларусь»

Что изменилось в гербе Республики Беларусь в 2020 году?
Нововведения в закон о госсимволах относительно герба были анонсированы в феврале этого года. Законопроект разработали в Министерстве юстиции и решено, что изменения вступают в силу с 1 января 2021 года.
Изменения коснулись:
- Звезды на верхушке герба;
- Изображения клевера и льна стали объемнее;
- Ленты, которые обрамляют цветы, также стали объемнее;
- Контур территории государства стал точнее и приобрел золотую заливку - в тон солнечных лучей;
- Более правильные и четкие изображения материков. Беларусь теперь в центре изображения;
- Изменена надпись «Республика Беларусь»;
- Герб стал более миролюбивым.

                               

                                                                               СТАРЫЙ                                                                                              НОВЫЙ


 

 

Изображение

Государственная символика Республики Беларусь

В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь cимволами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн

Государственный флаг Республики Беларусь

Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета шириной в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага.

Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.

Государственный флаг Республики Беларусь поднимается или устанавливается:

  • на здании резиденции Президента Республики Беларусь — постоянно;
  • на зданиях Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь — постоянно;
  • на здании Совета Министров Республики Беларусь — постоянно;
  • на зданиях органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь — постоянно;
  • на зданиях судов Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов — постоянно, а над зданиями, в которых проводятся заседания местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов, — на время проведения заседаний;
  • на зданиях, территориях и средствах передвижения дипломатических и консульских представительств, на зданиях торговых учреждений Республики Беларусь, находящихся за границей, на морских судах и других средствах передвижения, на которых в качестве официальных лиц находятся Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь или другие лица, представляющие Национальное собрание Республики Беларусь или Совет Министров Республики Беларусь, — в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
  • в помещениях для голосования — в дни выборов и референдумов;
  • в войсковых частях Республики Беларусь согласно войсковым уставам;
  • на пограничных заставах и пропускных пунктах (таможнях) Государственной границы Республики Беларусь;
  • на морских судах, судах речного флота, зарегистрированных в Республике Беларусь;
  • на спортивных аренах — во время проведения чемпионатов и первенств Республики Беларусь, международных спортивных соревнований с участием национальных сборных и во время награждения белорусских спортсменов — победителей международных соревнований;
  • на других объектах по распоряжению Президента Республики Беларусь, по решению Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.
  • Государственный флаг Республики Беларусь может быть поднят также на церемониях и других торжественных мероприятиях, проводимых государственными и общественными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, во время народных, трудовых, семейных праздников и в другие памятные дни.
  • Государственный герб Республики Беларусь

    Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь.

    Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

    Изображение Государственного герба Республики Беларусь помещается:

  • на здании резиденции Президента Республики Беларусь, на зданиях палат Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, министерств, государственных комитетов и других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, на зданиях местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов, судов, органов Прокуратуры Республики Беларусь, на зданиях дипломатических и консульских представительств, торговых учреждений Республики Беларусь, находящихся за границей;в помещениях ряда других государственных учреждений;
  • на печатях и бланках документов Президента Республики Беларусь, Парламента, Правительства, министерств, государственных комитетов Республики Беларусь и т.д.;
  • на ценных бумагах, облигациях, почтовых марках и лотерейных билетах Республики Беларусь;
  • на паспортах граждан Республики Беларусь, а также на дипломатических и других заграничных паспортах, выдаваемых гражданам Республики Беларусь;
  • на пограничных столбах, устанавливаемых на Государственной границе Республики Беларусь, а также в пунктах пропуска через нее.
  • Государственный гимн Республики Беларусь

    Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" и иными законодательными актами Республики Беларусь.

    Государственный гимн Республики Беларусь исполняется:

    при вступлении Президента Республики Беларусь в должность – после принесения им Присяги;

    при открытии и закрытии сессий Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

    во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний;

    во время проведения церемоний встреч глав иностранных государств, парламентов и правительств иностранных государств, посещающих Республику Беларусь с официальными визитами;

    при официальных церемониях возложения венков главами иностранных государств, парламентов и правительств;

    при проведении воинских ритуалов – в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь;

    при официальных церемониях во время спортивных соревнований на территории Республики Беларусь и за ее пределами – в соответствии с правилами организации этих соревнований.
     

    Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

    при открытии памятников, памятных знаков и иных сооружений, посвященных знаменательным событиям в жизни Республики Беларусь, в честь знаменитых государственных, политических, общественных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, искусства и культуры;

    при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

    во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;

    гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.

    Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь
    Словы М.Клімковіча, У.Карызны
    Музыка Н.Сакалоўскага


    Мы, беларусы - мірныя людзі,
    Сэрцам адданыя роднай зямлі,
    Шчыра сябруем, сілы гартуем
    Мы ў працавітай, вольнай сям'і.

    Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
    Слаўся, народаў братэрскі саюз!
    Наша любімая маці-Радзіма,
    Вечна жыві і квітней, Беларусь!

    Разам з братамі мужна вякамі
    Мы баранілі родны парог,
    У бітвах за волю, бітвах за долю
    Свой здабывалі сцяг перамог!

    Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
    Слаўся, народаў братэрскі саюз!
    Наша любімая маці-Радзіма,
    Вечна жыві і квітней, Беларусь!

    Дружба народаў - сіла народаў -
    Наш запаветны, сонечны шлях.
    Горда ж узвіся ў ясныя высі,
    Сцяг пераможны - радасці сцяг!

    Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
    Слаўся, народаў братэрскі саюз!
    Наша любімая маці-Радзіма,
    Вечна жыві і квітней, Беларусь!
свернуть

2022 ГОД ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ