Охрана труда

ПОЛОЖЕНИЕ об общественной комиссии по охране труда

16.02.2024

ПОЛОЖЕНИЕ

об общественной комиссии

по охране труда

Глава 1. Общие положения
1.Настоящее Положение об общественной комиссии по охране труда (далее – Положение) разработано в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»*, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах», Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда», иными актами законодательства, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения, а также в соответствии с Уставом Федерации профсоюзов и регламентирует деятельность общественных комиссий по охране труда членских организаций ФПБ, их организационных структур и организационных структур ФПБ.
2.Общественная комиссия по охране труда (далее – комиссия) создается в целях повышения эффективности и координации деятельности общественных инспекторов по охране труда по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда (далее – законодательство об охране труда), подготовки предложений профсоюзному органу по улучшению условий труда, предупреждению нарушений требований законодательства об охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
3.Комиссия может создаваться в членских организациях ФПБ, их организационных структурах и организационных структурах ФПБ на срок полномочий профсоюзного органа из общественных инспекторов по охране труда. Количественный состав комиссии определяется в зависимости от численности работающих, объема работы, специфики производства и утверждается профсоюзным органом.
4.Возглавляет комиссию председатель, который избирается на заседании комиссии открытым голосованием по представлению профсоюзного органа и обладает полномочиями общественного инспектора по охране труда.
Глава 2. Содержание работы общественной комиссии по охране труда
5.Для выполнения стоящих задач комиссия:
5.1. регулярно осматривает состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы, а также соответствие эксплуатируемого оборудования, грузоподъемных и транспортных средств, технологических процессов требованиям охраны труда;
5.2. контролирует:
выполнение требований Директивы Президента Республики Беларусь «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» от 11 марта 2004 г. № 1;
организацию и качественное проведение периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
правильность и безопасность хранения, транспортировки и применения вредных, ядовитых, пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, источников радиоактивных излучений;
состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность и др.), выполнение мероприятий по результатам аттестации, обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, устройствами и их содержание;
соответствие требованиям законодательства об охране труда вновь вводимых и реконструированных объектов производственного и бытового назначения;
своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организацию соответствующего ухода за ними (ремонт, чистка, стирка, обеспыливание и др.), своевременность выдачи мыла и других обезвреживающих средств;
соблюдение законодательства по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, предоставления лечебно-профилактического питания, молока, организацию водно-питьевого режима, а также своевременность и правильность выплат в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работающих, доплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
своевременность и качество проведения инструктажей по охране труда и обучения работающих безопасным методам труда, наличие у работающих соответствующих удостоверений, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью;
5.3. проводит работу по повышению личной ответственности работающих за соблюдение ими требований, правил и инструкций по охране труда;
5.4.вносит предложения контролируемому субъекту о моральном и материальном стимулировании работающих за предотвращение несчастных случаев и иных инцидентов (аварий, пожаров, нештатной работы оборудования и т.п.);
5.5.анализирует причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, контролирует выполнение мероприятий по их устранению, а также выполнение выявленных нарушений контролирующими (надзорными) органами, службой охраны труда, представлений и рекомендаций технических инспекторов труда, рекомендаций общественных инспекторов по охране труда;
5.6.заслушивает на заседаниях выборных профсоюзных органов или на своих заседаниях предоставленные контролируемыми субъектами информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля, осуществляет контроль за выполнением принятых решений;
5.7.контролирует расходование средств, предусмотренных на охрану труда, правильность проведения аттестации рабочих мест;
5.8.рассматривает проекты локальных нормативных правовых актов, заявления и жалобы членов профсоюза и при необходимости вносит соответствующие предложения профсоюзным органам;
5.9.участвует в разработке коллективного договора, иных мероприятий, касающихся условий, охраны труда, осуществляет контроль за работой кабинета по охране труда, оформлением стендов и уголков по охране труда;
5.10.принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подготавливает необходимые материалы по вопросам законодательства об охране труда для рассмотрения на заседаниях профсоюзных органов;
5.11.организует и координирует работу общественных инспекторов по охране труда в осуществлении ими общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Глава 3. Права членов общественной комиссии по охране труда
6.Для выполнения возложенных обязанностей члены комиссии имеют право:
6.1.осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда, а также выполнением контролируемыми субъектами, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения);
6.2.посещать места работы в целях проведения их обследования, а также через профсоюзный комитет запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц контролируемого субъекта, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;
6.3.принимать участие в:
работе комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты;
работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда;
проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и получать информацию о ее результатах;
разработке и реализации мероприятий по внедрению и совершенствованию системы управления охраной труда, проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
подготовке и проведении мероприятий по охране труда (общественные смотры, конкурсы, дни охраны труда и др.), изучении и обобщении передового опыта по охране труда;
6.4.контролировать наличие и правильность ведения паспортов санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
6.5.заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов информацию, касающуюся общественного контроля, о работе по улучшению условий и охране труда, выполнении рекомендаций общественных инспекторов, комиссий по охране труда, выполнении коллективных договоров (соглашений) и в необходимых случаях обращаться в вышестоящие организации для принятия действенных мер по созданию здоровых и безопасных условий труда;
6.6.рекомендовать контролируемому субъекту:
немедленное устранение нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью – приостановление работ до устранения нарушений;
путем выдачи рекомендации отстранение от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;
проведение внепланового инструктажа по охране труда и внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда работников организаций при выявлении нарушений требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;
6.7.выдавать должностным лицам контролируемого субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений законодательства об охране труда, коллективного договора (соглашения) согласно форме утвержденной постановлением Президиума Совета ФПБ;
6.8.осуществлять контроль за наличием и состоянием средств пропаганды охраны труда на производстве, работой кабинетов охраны труда, оформлением стендов и уголков по охране труда;

6.9.вносить предложение в профсоюзный орган о моральном и материальном поощрении членов профсоюза за активное участие в создании здоровых и безопасных условий труда на производстве;
6.10.выполнять другие действия, предусмотренные законодательством об охране труда, коллективными договорами (соглашениями).

Глава 4. Порядок работы общественной комиссии по охране труда
7.В своей работе комиссия руководствуется действующим законодательством об охране труда, уставом (положением) профсоюза (объединения профсоюзов), коллективным договором (соглашением), решениями профсоюзных органов, настоящим Положением.

8.Комиссия работает под руководством профсоюзного органа по утвержденному им плану работы и отчитывается перед ним о проделанной работе.
9.Заседания комиссии проводятся по мере необходимости и оформляются протоколом. Решения комиссии принимаются простым голосованием при участии в нем более половины ее членов.
10.В целях повышения эффективности работы комиссии возможно распределение обязанностей между ее членами, создание групп по отдельным направлениям деятельности и объектам контроля.
11.Свою работу комиссия осуществляет во взаимодействии с другими комиссиями профсоюзного органа, контролирующими (надзорными) органами и технической инспекцией труда.
12.При проведении контроля на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, контролируемый субъект на время проведения контроля обеспечивает членов комиссии необходимыми специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Глава 5. Заключение
13.Коллективный договор, соглашение могут предусматривать для членов комиссии создание дополнительных условий для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда (предоставление транспорта для посещения отдаленных мест работы, выполнение этих функций в рабочее время с сохранением заработной платы, оказание помощи в повышении квалификации по вопросам охраны труда и др.).
14.Профсоюзная организация:
14.1.организует обучение членов комиссии, информирует их по вопросам, относящимся к предмету контроля, обеспечивает необходимыми нормативными документами;
14.2.содействует реализации предложений комиссии и ее членов;
14.3.морально и материально поощряет членов комиссии за активную и добросовестную работу.
15.За воспрепятствование работе комиссии или ее членам в осуществлении общественного контроля уполномоченные должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
16.Членские организации ФПБ с учетом специфики отрасли и деятельности профсоюза могут разрабатывать по согласованию с Федерацией профсоюзов Беларуси положения об общественной комиссии по охране труда профсоюза на основании настоящего Положения.

 


* В тексте настоящего Положения сохранена терминология Указа Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».

свернуть

Типичные нарушения требований охраны труда при обеспечение работников СИЗ

02.02.2024

Типичные нарушения требований охраны труда при обеспечении работников средствами индивидуальной защиты

Средство индивидуальной защиты (далее - СИЗ) - средство защиты, надеваемое на тело работающего или его части либо используемое им, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и (или) при работе в неблагоприятных температурных условиях.

Порядок обеспечения СИЗ работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях определен Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209.

СИЗ применяются в тех случаях, когда исключение воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов либо снижение уровня их воздействия на работника до установленных нормативов не может быть обеспечено конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты, а также при выполнении работ, связанных с загрязнением.

Для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения наниматель предоставляет работникам СИЗ в объеме не менее установленных типовыми нормами.

Обращаем внимание, что выдаваемые работникам СИЗ должны быть исправны, соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасные условия труда, а также иметь документы об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, предусмотренные статьей 15 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия».

Документами, подтверждающими защитные свойства и гигиенические характеристики выдаваемых работникам СИЗ, являются сертификаты соответствия (декларации о соответствии) (копии сертификатов соответствия (деклараций о соответствии)) на изделия, сертификаты соответствия (копии сертификатов соответствия) на материалы, из которых изготовлены СИЗ, санитарно-гигиенические заключения по результатам государственной санитарно-гигиенической экспертизы, протоколы исследований (испытаний) и измерений, технические условия изготовителя, паспорта на изделия, эксплуатационные документы (инструкции по эксплуатации и тому подобное).

Период использования СИЗ исчисляется со дня их фактической выдачи работникам, а для специальной одежды и специальной обуви от пониженных температур в период использования включается время ее хранения в теплый период года.

При условии занятости работника на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя) периоды использования специальной одежды и специальной обуви могут быть продлены по решению нанимателя по согласованию с профессиональными союзами (далее - профсоюзы) или уполномоченными лицами по охране труда работников организации (далее - уполномоченные лица). В этом случае период использования может быть увеличен пропорционально разнице между рабочим временем нормальной продолжительности и фактически отработанным.

По истечении периода использования СИЗ при условии сохранения СИЗ защитных свойств, гигиенических характеристик, качества, установленных техническими нормативными правовыми актами, эксплуатационными документами и необходимых для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, загрязнения, наниматель имеет право продлить период использования СИЗ в пределах сроков службы (сроков годности или сроков хранения), установленных его изготовителем.

Наниматель имеет право выдавать работникам по согласованию с профсоюзами либо уполномоченными лицами в пределах одного вида СИЗ, предусмотренного типовыми нормами, СИЗ с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками. При этом повышение уровня профессионального риска работников в результате замены СИЗ не допускается.

Также наниматель имеет право в зависимости от условий труда и характера выполняемых работ выдавать работникам дополнительно не предусмотренные в типовых нормах СИЗ. При этом не предусмотренные в типовых нормах СИЗ выдаются работникам для обеспечения их безопасности в зависимости от воздействующих вредных и (или) опасных производственных факторов на основании аттестации рабочих мест по условиям труда (если ее проведение предусмотрено требованиями нормативных правовых актов), комплексной гигиенической оценки условий труда, оценки профессиональных рисков или требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, с периодом использования «до износа» или как дежурные.

При отсутствии профессии рабочего (должности служащего) в типовых нормах наниматель, исходя из характера и условий труда, анализа результатов оценки рисков от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте работника, аттестации рабочего места по условиям труда (если ее проведение предусмотрено требованиями нормативных правовых актов), наличия вредных и (или) опасных производственных факторов и с учетом перечня СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, самостоятельно определяет СИЗ, необходимые для обеспечения безопасных условий труда работника, а также для защиты от загрязнения, и устанавливает нормы их выдачи.

Если в типовых нормах для профессии рабочего (должности служащего) предусмотрена выдача отдельных СИЗ дополнительно при определенных условиях труда или выполнении определенных видов работ, а по технологическому процессу, осуществляемому в организации, не предусмотрены указанные виды работ или результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (если ее проведение предусмотрено требованиями нормативных правовых актов) подтверждено отсутствие вредных производственных факторов, для защиты от которых данные СИЗ дополнительно предназначены, то эти СИЗ работнику не выдаются.

При изменении технологии производства работ, замене оборудования на более совершенное и, как следствие, исключении или снижении уровня вредных и (или) опасных производственных факторов наниматель по согласованию со службой охраны труда организации (специалистом по охране труда или уполномоченным должностным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) и профсоюзами или уполномоченными лицами может отдельные виды СИЗ, предусмотренные в типовых нормах для защиты от вышеуказанных вредных и (или) опасных производственных факторов, не включать в нормы организации или предусматривать в них как дежурные СИЗ.

Нормы выдачи дежурных СИЗ устанавливают в организации по согласованию с профсоюзами или уполномоченными лицами. Количество дежурных СИЗ определяется исходя из числа занятых на данном рабочем месте в наиболее загруженную смену и норм выдачи аналогичных СИЗ для одного работника, содержащихся в типовых нормах.

Предусмотренные в нормах организации дежурные СИЗ выдаются уполномоченным должностным лицам (мастерам, производителям работ и другим).

Лица, осваивающие содержание образовательных программ профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (далее - обучающиеся), привлекаемые к выполнению работ в организации при прохождении практики, производственного обучения, обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими необходимыми СИЗ по типовым нормам или нормам организации, установленным для работников соответствующих профессий рабочих (должностей служащих).

Обращаем внимание, что обучающимся, выполняющим при прохождении практики, производственного обучения работы, сопряженные с пребыванием вблизи работающих транспортных средств, самоходных и грузоподъемных машин, дополнительно выдается одежда специальная сигнальная повышенной видимости.

Бригадирам, мастерам и специалистам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочих, профессии которых предусмотрены в типовых нормах, выдаются те же СИЗ, что и рабочим соответствующих профессий. Работникам, совмещающим профессии рабочих (должности служащих) или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе и в комплексных бригадах, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии рабочего (должности служащего) дополнительно выдаются в зависимости от выполняемых работ и другие виды СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для совмещаемой профессии рабочего (должности служащего). В этих случаях период использования дополнительно выдаваемых СИЗ увеличивается нанимателем по согласованию с профсоюзами или уполномоченными лицами, как для СИЗ, используемых неполный рабочий день.

СИЗ должны храниться с соблюдением требований, установленных в нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах, эксплуатационных документах, в отдельных сухих помещениях изолированно от других предметов и материалов рассортированными по видам, ростам и защитным свойствам.

Для хранения выданных работникам СИЗ наниматель должен предоставить в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов специально оборудованные помещения (гардеробные) со шкафами для раздельного хранения личной одежды (обуви) и специальной одежды (специальной обуви).

Химчистка, стирка, ремонт, дегазация, дезактивация, дезинфекция, дезинсекция и обеспыливание СИЗ должны производиться нанимателем в сроки, установленные по согласованию с профсоюзами или уполномоченными лицами с учетом производственных условий и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. При необходимости указанные меры по уходу за СИЗ производятся досрочно.

При химчистке, стирке, дегазации, дезактивации, дезинфекции, дезинсекции и обезвреживании специальной одежды необходимо обеспечить сохранение ее защитных свойств.

Специальная обувь регулярно должна подвергаться чистке и смазке, для чего работники необходимо обеспечить соответствующими условиями и средствами (места для чистки специальной обуви, щетки, мази и др.).

Работники должны использовать и правильно применять предоставленные им СИЗ, а в случаях их отсутствия или неисправности - немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя.

В свою очередь наниматель должен:

не допускать выполнения работ без применения работниками необходимых СИЗ;

организовывать надлежащий уход за СИЗ (своевременно осуществлять химчистку, стирку, ремонт, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, дезинсекцию и обеспыливание);

заменять или ремонтировать СИЗ, пришедшие в негодность до истечения периода использования по причинам, не зависящим от работника (замена осуществляется на основании акта, составленного с участием представителей профсоюзов или уполномоченных лиц);

обеспечивать в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, эксплуатационных документов проведение испытаний и проверок исправности СИЗ. После испытания на СИЗ наносится отметка (клеймо, штамп) о сроках следующего испытания;

обеспечивать своевременную замену СИЗ органов дыхания (респираторы, противогазы и другие) или отдельных сменных частей (компонентов) этих средств (фильтрующие коробки, фильтрующие патроны, фильтры, соединительные шланги и другие) при несоответствии значений показателей качества, определяющих защитные свойства названых СИЗ (их отдельных частей), значениям, установленным в технических нормативных правовых актах на средства конкретного класса, типа, или при истечении времени защитного действия, сроков службы (сроков годности или сроков хранения), указанных в эксплуатационных документах;

при выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, страховочные привязи, каски и другие), обеспечить проведение инструктажа работников по правилам пользования и простейшим способам проверки работоспособности и исправности этих СИЗ, при необходимости организовывать тренировку работников по их применению.

Также информируем, что в соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работник может отказаться от выполнения порученной работы при непредоставлении ему СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. При отказе от выполнения порученной работы по указанному основанию работник обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю, предоставляющему работу гражданам по трудовым договорам (далее - наниматель), либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы.

 

свернуть

Техника безопасности на рабочем месте

24.01.2024

Невозможно представить себе что-либо более ценное и важное, чем жизнь и здоровье человека. Основной принцип и главная задача охраны труда – сохранение этих ценностей путем предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Именно на это и должны быть направлены все мероприятия по охране труда в организации.

Основные причины производственного травматизма

Логично, что для предотвращения производственного травматизма необходим систематический анализ причин его возникновения.

Мировая практика свидетельствует, что существенные материальные и моральные потери, вызванные производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью, во многом связаны с так называемым «человеческим фактором», т.е. либо с неправильными или недостаточно правильными действиями самих работников, в т.ч. потерпевших, либо с неправильными или недостаточно правильными решениями руководителей по обеспечению безопасности труда и организации трудового процесса.

Проанализировав несчастные случаи, про-исходившие на производстве, можно сделать вывод о том, что наиболее распространенными причинами производственного травматизма являются:

– нарушение потерпевшим трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда;

– невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда;

– недостатки в обучении, инструктировании потерпевших по охране труда;

– личная неосторожность потерпевшего при отсутствии опасных производственных факторов;

– эксплуатация неисправных, не соответствую-щих требованиям безопасности машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента;

– алкогольное опьянение, наркотическое или токсическое отравление потерпевших;

– отсутствие, некачественная разработка либо нарушение требований проектной документации;

– нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, ме-ханизмов, оборудования;

– привлечение потерпевшего к работе не по специальности;

– неприменение потерпевшим выданных ему средств индивидуальной защиты.

Высокая компетентность руководителя необходима!

К сожалению, приходится констатировать, что достаточно большое число нарушений действующего законодательства в области охраны труда происходит из-за некомпетентности руководителей организации в данной сфере, их неумения организовать работу по охране труда. Поэтому для успешного решения всего комплекса проблем охраны труда, профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний руководителям, их заместителям и специалистам следует постоянно повышать уровень знаний по данным вопросам

Соблюдать обязанности по охране труда в интересах самих работников

Работник, реализуя права на охрану труда, гарантированные ст. 223 Трудового кодекса РБ (далее – ТК), обязан неукоснительно соблюдать обязанности по охране труда, предусмотренные ст. 232 ТК, а именно:

– соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории органи-зации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

– выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка;

– правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять об этом непосредственного руководителя;

– проходить в установленном порядке предварительные, периодические и внеочередные (при ухудшении состояния здоровья) медицинские осмотры, обучение, переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда;

– оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщать непосредственному руководителю о несчастном случае, произошедшем на производстве, а также о ситуациях, которые создают угрозу здоровью и жизни для него или окружающих людей.

За неисполнение обязанностей по охране труда работник может быть привлечен к ответственности

Отметим, что за виновное неисполнение обязанностей по охране труда работник может быть привлечен к дисциплинарной и иной ответственности. Это нашло отражение, в частности, в постановлении Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О применении судами законо-дательства о труде». По нормам п. 31 этого до-кумента отказ или уклонение без уважительных причин от прохождения в установленном порядке в рабочее время медицинских осмотров работ-никами некоторых категорий (ст. 228 ТК), а также от инструктажа, обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда (п. 4 ст. 232 ТК) являются нарушением трудовой дисциплины, влекущим наложение дисциплинарного взыскания.

Профилактика травматизма

В системе профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасных ус-ловий труда, важное место занимают средства индивидуальной защиты. Современный уровень развития техники и технологий позволяет надежно защитить человека от возможных производствен-ных травм при условии грамотного выбора и пра-вильного применения соответствующих средств индивидуальной защиты в конкретных условиях (с учетом характера выполняемой работы, наличия вредных производственных факторов и возмож-ности аварийных ситуаций).

Значение профессионального отбора и обучения

Большое значение для обеспечения безопасности имеют профессиональный отбор работников и изучение ими вопросов, касающихся охраны труда на предприятии. Необходимо постоянно совершенствовать работу по обучению и повышению квалификации должностных лиц и работников в сфере охраны труда. Особое внимание следует уделить подготовке специалистов по охране труда, поскольку для того, чтобы организовать работу по охране труда с учетом современных требований, нужны высококвалифицированные специалисты. Нельзя забывать и о назначении внеочередных проверок знаний рабочих, руководителей и специалистов при выявлении нарушений ими требований охраны труда.

Производственное оборудование и инструмент должны отвечать требованиям охраны труда

Поскольку наиболее травмоопасными являются разнообразные автотранспортные средства, кузнечно-прессовое и подъемно-транспортное оборудование, сельскохозяйственная техника и т.п., огромную роль в обеспечении благоприятных условий труда имеют мероприятия, направленные на обеспечение безопасности производственного оборудования и инструмента.

Например, применение и изготовление производственного обору-дования и инструмента, отвечающих требованиям охраны труда; изъятие из эксплуатации производ-ственного оборудования и инструмента, не отвечающих требованиям охраны труда; модернизация эксплуатируемого оборудования и инструмента; проведение технических осмотров, испытаний и диагностики производственного оборудования.

Мероприятия по обеспечению безопасности производственных процессов

В комплексе мер, направленных на обеспечение права работников на здоровые и безопасные условия труда, большое значение имеют такие мероприятия по обеспечению безопасности произ-водственных процессов, как:

– замена, по возможности, технологических процессов и операций, связанных с возникновением опасных и вредных производственных факторов, процессами и операциями, при которых указанные факторы отсутствуют;

– устранение непосредственного контакта работников с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими вредное воздействие;

– применение и внедрение новых безопасных безвредных технологических процессов;

– механизация и автоматизация производства, дистанционное управление технологическими процессами и операциями при наличии опасных и вредных производственных факторов;

– использование систем контроля и управления технологическим процессом, обеспечивающим защиту работающих и аварийное отключение производственного оборудования.

Предупрежден – значит, вооружен

Важнейшим звеном в профилактике производственного травматизма является обеспечение организаций и работников информацией о состоянии охраны труда на рабочих местах, существующих рисках повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях ущерба. Одной из форм участия работ-ников в управлении охраной труда должно стать регулярное рассмотрение состояния охраны труда на общих собраниях, совещаниях руководителей и специалистов организаций.

К эффективным мерам можно отнести планомерное проведение мероприятий, предусмотренных Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175, в частности квалифицированное проведение вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового и целевого инструктажа работников по технике безопасности.

Вводный инструктаж

Вводный инструктаж должны проходить граждане при их приеме на постоянную или временную работу в организацию; при участии в производственном процессе, привлечении к работам в организации или на ее территории, выполнении работ по заданию организации (по заключенному с организацией договору). Вводный инструктаж знакомит с правилами по технике безопасности, внутренним распорядком предприятия, основны-ми причинами несчастных случаев и алгоритмами оказания первой медицинской помощи при несча-стном случае.

Первичный инструктаж

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала работы должны пройти работники, вновь поступившие на предприятие; переведенные на другое место работы; участвующие в производственном процессе, привлеченные к работам в организации или на ее территории, выполняющие работы по заданию организации (по заключенному с ней договору).

Этот инструктаж знакомит с правилами техники безопасности непосредственно на рабочем месте, а также с индивидуальными защитными средствами. Он проводится с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Повторный инструктаж

Повторный инструктаж осуществляется с целью проверки знаний и умений работников применять навыки, полученные ими при вводном и первичном инструктаже на рабочем месте. Данный вид инструктажа проводится не реже одного раза в 6 месяцев по программе первичного инструктажа на рабочем месте или по инструкциям по охране труда для профессий и видов работ.

Внеплановый инструктаж

Внеплановый инструктаж проводится на ра-бочем месте при принятии новых или изменении нормативных правовых актов по охране труда; замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, изменении технологического процесса; после аварии либо несчастных случаев из-за недостаточности предыдущего инструктажа; при перерывах в работе по профессии более 6 месяцев.

Целевой инструктаж

Целевой инструктаж по охране труда должен осуществляться при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по спе-циальности; при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск.

Таким образом, для закрепления тенденции снижения числа несчастных случаев на произ-водстве необходимо проводить эффективную профилактическую работу по созданию и обес-печению безопасных условий труда на каждом рабочем месте, а когда происходят несчастные случаи на производстве – оперативно и правиль-но действовать.

Несчастный случай на производстве

Как уже говорилось ранее, расследование несчастного случая на производстве производится не только с целью установления его причин, определения размера страховых выплат потерпевшему, но и с целью предупреждения таких происшествий в дальнейшем, создания благоприятных условий труда.

С 1 января 2004 г. в Беларуси введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регламентируемое в настоящее время Положе-нием о страховой деятельности Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (с изменениями и дополнения-ми) (далее – Положение).

Именно в данном нормативном правовом акте, на который в части используемых терминов ссылаются правовые документы, определяющие порядок расследования несчастных случаев, со-держится легальное определение несчастного случая на производстве.

Согласно Положению несчастный случай на производстве – это событие, в результате которого застрахованный при исполнении им трудовых обязанностей по трудовому договору (контракту) и в других определенных в п. 243 Положения случаях, как на территории страхователя, так и в ином месте, где застрахованный находился в связи с работой или совершал действия в интересах страхователя, либо во время следования на транспорте, предос-тавленном страхователем, к месту работы или с работы получил телесные повреждения (травмы), в т.ч. нанесенные другим лицом, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение элект-рическим током, молнией, излучением, укусы и иные телесные повреждения (травмы), нанесенные животными, насекомыми, другими представителя-ми фауны и флоры, повреждения вследствие взры-вов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий (в т.ч. землетря-сения, оползня, наводнения, урагана и пожара) и других чрезвычайных обстоятельств, отравление, вызванное воздействием вредного производст-венного фактора, не присутствующего в трудовом процессе застрахованного, и иное повреждение здоровья, повлекшее необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную (не менее одного дня) или стойкую утрату им профес-сиональной трудоспособности либо его смерть.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве осуществляются в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила).

Формы документов

В дополнение к Правилам постановлением Минтруда и соцзащиты и Минздрава РБ от 27.01.2004 № 5/3 утверждены формы документов о профессиональных заболеваниях и формы доку-ментов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве:

-акт о несчастном случае на производстве формы Н-1;

-акт о непроизводственном несчастном случае формы НП;

-журналы регистрации несчастных случае на производстве, непроизводственных несчастных случаев, микротравм;
сообщение о несчастном случае на производстве;

-заключение государственного инспектора труда о несчастном случае;

-протокол осмотра места несчастного случая;

-протокол об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве.

На кого распространяется действие Правил?

В Правилах перечислены лица, на которых распространяется их действие, а также времен-ные и пространственные обстоятельства, позволяющие квалифицировать несчастный случай как происшедший на производстве.

Так, действие Правил распространяется:

1. на нанимателей юридических или физических лиц, которым предоставлено право заключать трудовой договор;
страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (юридических или физических лиц, предоставляющих работу гражданам;

2. страховщиков, на которых возложено осу-ществление обязательного страхования от несча-стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

3.граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства:

4. выполняющих (выполнявших) работу на оcновании трудового договора (контракта);

5.выполняющих (выполнявших) работу на основе членства (участия) в организациях любых организационно правовых форм; глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств;

6. обучающихся и воспитанников учреждений образования, аспирантов, клинических ординато-ров, докторантов, привлекаемых к работам в организациях, в т.ч. в период прохождения производственной практики (стажировки);

7. военнослужащих Вооруженных Сил, других воинских формирований, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований при выполнении в организациях работ, не связанных с несением военной службы, исполнением служебных обязанностей;

8. содержащихся в организациях уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ;

9. проходящих обучение, трудовую реабилитацию и (или) практику на производстве, а также лиц, привлекаемых к труду в процессе лечения (трудотерапии) в организациях здравоохранения;

10. привлекаемых в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к оплачиваемым общественным работам;

11. работающих по гражданско-правовому договору на территории страхователя и действующих под контролем страхователя за безопасным ве-дением работ либо действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя.

Расследование несчастных случаев

Расследуются несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, повлекшие за собой необходимость перевода потерпевшего на другую работу, а также временную (не менее одного дня) утрату им трудоспособности либо трудовое увечье.

Расследованию подлежат несчастные случаи, произошедшие:

– в течение рабочего времени;

– во время дополнительных специальных перерывов и перерывов для отдыха и питания;

– в периоды времени до начала и после окончания работ;

– при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные  Президентом РБ нерабочими.

Что такое производственный несчастный случай?

Несчастные случаи квалифицируются как производственные, если они произошли:

–  на территории организации,  нанимателя, страхователя или в ином месте работы, в т.ч. в служебной командировке при выполнении служебного задания, а также в любом другом месте, где потерпевший находился по работе либо совершал действия в интересах организации, нанимателя, страхователя;

– во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией, нанимателем, страхователем;

– на личном транспорте, используемом с согласия или по распоряжению (поручению) организации, нанимателя, страхователя в их интересах;

– на транспорте общего пользования или ином транспорте, а также во время следования пешком лишь при передвижении между объектами обслуживания либо выполнении поручения организации, нанимателя, страхователя;

– при следовании на транспортном средствев качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель, проводник, другой работник);

– при работе вахтовым (экспедиционным) методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

– при выполнении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий;

– при участии в оплачиваемых общественных работах безработных граждан, зарегистрированных в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениях (отделах) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов;

–  при выполнении работ по гражданско-правовому договору на территории и под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне его территории;

– при следовании к месту служебной командировки и обратно:

на транспорте общего пользования (кроме транспорта общего пользования, осуществляющего городские перевозки);

на транспорте, предоставленном организацией, нанимателем, страхователем;

на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работником и организацией, нанимателем, страхователем;

на ином транспорте (при следовании от населенного пункта – местонахождения постоянного места работы к населенному пункту – месту служебной командировки и обратно);

при следовании на транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки, и (или) пешком при перемещении в пределах населенного пункта от места высадки из транспортных средств,  перечисленных в абз.  2–5  подп.  3.10 п. 3 Правил подпункта, до места служебной командировки и от места служебной командировки до места посадки в транспортные средства, перечисленные в абз. 2–5 подп. 3.10 п. 3 Правил.

Давайте рассмотрим на примерах, в каких ситуациях несчастный случай будет квалифицирован как производственный.

Пример 1

Сотрудник организации «А» следовал на работу на служебной машине и попал в дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП). В данном случае уполномоченным должностным лицом организации «А» с участием представителя профсоюза, специалиста по охране труда проводилось расследование несчастного случая и составлен акт о несчастном случае на производстве. Потерпевшим были получены страховые выплаты. Однако если бы несчастный случай произошел с работником на общественном транспорте, то он был бы бытовым и расследованию не подлежал.

Пример 2

Работник организации «В» по поручению ди-ректора должен был доставить документы в другой офис данной организации. Во время движения на городском транспорте случилось ДТП, в результате которого он сломал ногу. Этот инцидент подлежит расследованию как несчастный случай, произо-шедший на производстве.

Пример 3

С экскурсионным автобусом дальнего следования произошла авария. Один из водителей автобуса был за рулем, другой в это время отдыхал в салоне автобуса и во время аварии получил травму. Данный несчастный случай также подлежит расследованию как произошедший на производстве.

Действия работников при несчастном случае на производстве

При несчастном случае на производстве работники немедленно принимают меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию ему первой помощи. В то же время обязательно должны быть вызваны на место происшествия медицинские работники или потерпевшего следует доставить в организацию здравоохранения.

О каждом несчастном случае на производстве потерпевший (при возможности), другие работники должны немедленно сообщить должностному лицу организации, нанимателя, страхователя.

Обязанности должностного лица организации

При несчастном случае на производстве должностному лицу организации следует:

– немедленно организовать оказание первой (доврачебной) помощи потерпевшему, вызвать медицинских работников на место происшествия (доставить потерпевшего в организацию здравоохранения);

– принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

– обеспечить до начала расследования несчастного случая сохранение обстановки на месте его происшествия, а если это невозможно – фиксирование обстановки путем составления схемы, про-токола, фотографирования или иным методом;

– в обязательном порядке сообщить нанима-телю, страхователю о произошедшем несчастном случае.

Пример 4

В результате ДТП на территории предприятия пострадало 3 человека. В первую очередь нужно оказать помощь пострадавшим. Сохранить обстановку на месте происшествия нельзя, так как это приведет к нарушению производственного процесса, поэтому необходимо составить схему расположения автотранспортных средств в момент ДТП.

При этом следует знать, что при поступлении лица, получившего производственную травму, в организации здравоохранения обязаны в течение одного рабочего дня информировать об этом нанимателей, страхователей, страховщика и соответствующие структурные подразделения Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ (ежемесячно, в письменной форме).

Действия нанимателя при несчастном случае на производстве

Получив сообщение о несчастном случае на производстве, наниматель:

– принимает меры по устранению причин несчастного случая;

– в течение одного рабочего дня сообщает о несчастном случае страховщику, нанимателю по-терпевшего (при несчастном случае с работником другого нанимателя) и направляет в организацию здравоохранения запрос о тяжести травмы потерпевшего;

– информирует о несчастном случае на производстве родственников потерпевшего и профсоюз (иной представительный орган работников);

– обеспечивает расследование несчастного случая на производстве (создает лицам, занятым расследованием несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, необходимые условия для работы, предоставляет помещение, средства связи, транспорт, средства индивидуальной защиты; оплачивает расходы, связанные проведением расследования несчастного случая на производстве, профессионального заболева-ния; организует оформление и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработку и реализацию мероприятий по их профилактике).

О групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, несчастном слу чае, явно относящемся в соответствии со схемой определения тяжести производственных травм, утверждаемой Министерством здравоохранения, к категории несчастных случаев с тяжелым исходом, организация, наниматель, страхователь немедленно сообщает:

– в территориальную прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай;

– территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда;

–  профсоюз (иной представительный орган работников), а при его отсутствии – в областное (Минское городское)  объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси;

– вышестоящую организацию, а при ее отсутствии – в местный исполнительный и распорядительный орган, где зарегистрирован наниматель, страхователь,  нанимателю потерпевшего (при несчастном случае с работником другого нанимателя);

–  территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте;

– страховщику.

О других несчастных случаях с тяжелым исходом организация,  наниматель,  страхователь информирует указанные в настоящем пункте органы и организации после получения заключения организации здравоохранения о тяжести травмы потерпевшего.

Отметим, что как потерпевший (либо лицо, представляющее его интересы), так и наниматель имеют право обжаловать заключение о тяжестиь производственной травмы в вышестоящую организацию здравоохранения, после чего – в суд.

свернуть

«Неделя нулевого травматизма» пройдет с 22 по 28 апреля 2023 г. в организациях Госстандарта

26.04.2023

Она проводится в рамках реализации Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 гг., а 28 апреля отмечается Всемирный день охраны труда по теме: «Безопасная и здоровая рабочая среда – основополагающий принцип и право в сфере труда».

«Неделя нулевого травматизма» направлена на повышение безопасности, улучшения гигиены и условий труда, предотвращение случаев производственного травматизма в организациях путем оперативного выявления нарушений требований охраны труда и применение мер по их устранению.

Принципы проведения «Недели нулевого травматизма»:

1. Приоритет жизни работника и его здоровье;

2. Ответственность руководителей и каждого работника за безопасность и соблюдение требований по охране труда;

3. Вовлечение работников организации в обеспечение безопасных условий и охраны труда. Необходимо, чтобы каждый работник заботился о себе, равно как и о своих коллегах – «Один за всех, все за одного»!

4. Оценка и управление рисками на производстве;

5. Обучение и информирование работников по вопросам охраны труда.

Проведение «Недели нулевого травматизма» является дополнением к ежедневной работе по охране труда, в период проведения которой будет усилен контроль за соблюдением законодательства об охране труда, по предупреждению травматизма и профилактике возникновения профессиональных заболеваний сотрудников, снижению профессиональных рисков, контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, правильностью применения средств индивидуальной защиты, сохранением жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, соблюдением санитарно-гигиенических норм.

свернуть

Концепция нулевого травматизма «Vision Zero»

«Vision Zero» или «Нулевой травматизм» — это новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления — безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

      Концепция «Vision Zero» предлагает семь «золотых правил», реализация которых будет содействовать работодателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Следование каждому из этих правил предполагает серьезную организационную работу и применение специального инструментария, позволяющего достичь поставленные цели.

Семь «золотых правил» концепции «Vision Zero»

1. Стать лидером — показать приверженность принципам;

2. Выявлять угрозы — контролировать риски;

3. Определять цели — разрабатывать программы;

4.Создать систему безопасности и гигиены труда — достичь высокого уровня организации;

5. Обеспечивать безопасность и гигиену труда на рабочих местах при работе со станками и оборудованием;

6.Повышать квалификацию — развивать профессиональные навыки;

7. Инвестировать в кадры — мотивировать посредством участия.

свернуть

о действующих службах, оказывающих наркологическую, психологическую, социальную помощь